МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИХАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете
протокол № 1 от «29»августа 2014г
Приказом
№ -153 - О
Директор
от « 29» августа 2014 г.
И.А.Косарева
Положение
о нормативном локальном акте Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения «Ихальская средняя общеобразовательная школа»
I. Общие положения
1.1. Положение о нормативном локальном акте Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения «Ихальская средняя общеобразовательная школа»
(далее — Положение») устанавливает единые требования к нормативным локальным
актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу,
внесению изменений и отмене.
1.2. Настоящее Положение является нормативным локальным актом Муниципального
казенного общеобразовательного учреждения «Ихальская средняя общеобразовательная
школа» (далее- ОО) и обязательно к исполнению всеми участниками образовательных
отношений.
1.3. Положение подготовлено на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012
года «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ),
Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), Устава ОО.
1.4. Локальный нормативный акт ОО (далее – локальный акт) – это нормативный
правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в
ОО в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской
Федерации, в порядке, установленном Уставом ОО.
1.5. Локальные акты ОО действует только в пределах данной общеобразовательной
организации и не могут регулировать отношения вне её.
1.6. Локальные акты издаются по основным вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности ОО, в том числе по вопросам, регламентирующим правила
приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и
основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления
возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной
организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся.
1.7. Локальные акты, соответствующие всем требованиям законодательства РФ, являются
обязательными к исполнению всеми участниками образовательных отношений.
1.8. Нормы локальных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников ОО
по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании,
трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не
применяются и подлежат отмене ОО.
1.9. Локальные акты ОО утрачивают силу (полностью или в отдельной части) в
следующих случаях:
вступление в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим силу;
вступление в силу локального акта большей юридической силы, нормы которого
противоречат положениям данного локального акта;
признание судом или иным уполномоченным органом государственной власти
локального акта ОО противоречащим действующему законодательству.
1.10. Локальный акт ОО, утративший силу, не подлежит исполнению.
II. Цели и задачи
Целями и задачами настоящего Положение являются:
создание единой и согласованной системы локальных актов ОО;
обеспечение принципа законности в нормотворческой деятельности ОО;
совершенствование процесса подготовки, оформления, принятия и реализации локальных
актов;
предотвращение дублирования регулирования общественных и образовательных
отношений в ОО.
Ш. Виды локальных актов
3.1. В соответствии с Уставом деятельность ОО регламентируется следующими видами
локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения,
инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов
локальных актов не является исчерпывающим.
3.2. Локальные акты ОО могут быть классифицированы:
а) на группы в соответствии с компетенцией ОО:
локальные акты организационно-распорядительного характера;
локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса;
локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и
организацию учебно-методической работы;
локальные акты регламентирующие деятельность органов самоуправления ОО;
локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную
деятельность;
локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства.
б) по критериям:
по степени значимости: обязательные и необязательные;
по сфере действия: общего характера и специального характера;
по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников ОО и не распространяющиеся на
всех работников организации;
по способу принятия: принимаемые руководителем ОО единолично и принимаемые с
учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений;
по сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия;.
по сроку хранения: постоянного хранения , 75 лет и другие.
IV. Порядок подготовки локальных актов
В ОО устанавливается следующий порядок подготовки локальных актов:
4.1. Инициатором подготовки локальных актов могут быть:
учредитель;
органы управления образованием;
администрация ОО в лице её руководителя, заместителей руководителя;
органы государственно-общественного управления ОО;
структурное подразделение ОО;
участники образовательных отношений.
Основанием для подготовки локального акта могут также являться изменения в
законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых нормативных правовых актов).
4.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой работников по
поручению руководителя ОО, а также органом самоуправления ОО, который выступил с
соответствующей инициативой.
4.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных и иных
нормативных актов, локальных актов ОО, регламентирующих те вопросы, которые
предполагается отразить в проекте нового акта, и на этой основе выбор его вида,
содержания и представление его в письменной форме.
4.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений собраний,
педсоветов, органов самоуправления, приказов, положений, правил) должна основываться
на результатах анализа основных сторон деятельности ОО, тенденций её развития и
сложившейся ситуации.
4.5. По вопросам приема на работу, переводов, увольнений, предоставления отпусков,
поощрений или привлечения сотрудников к дисциплинарной или материальной
ответственности издаются приказы, в соответствии с ТК РФ.
4.6. Проект локального акта подлежит обязательной правовой экспертизе и проверке на
литературную грамотность, которые проводятся ОО самостоятельно либо с участием
привлеченных специалистов. Локальный акт, не прошедший правовую экспертизу, не
подлежит рассмотрению и принятию.
4.7. Проект локального акта может быть представлен на обсуждение. Формы
представления для обсуждения могут быть различными, например, размещение проекта
локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обозрения,
на школьном сайте, направление проекта заинтересованным лицам, проведение
соответствующего собрания с коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д.
4.8. При необходимости локальный акт проходит процедуру согласования.
4.9. Сроки и порядок разработки проекта локального акта, порядок его согласования
устанавливается локальным актом по ведению делопроизводства в ОО.
V. Порядок принятия и утверждения локального акта
5.1. Локальный акт, прошедший правовую и литературную экспертизу, а также
процедуру согласования, подлежит принятию и утверждению руководителем ОО в
соответствии с Уставом ОО.
5.1. Локальные акты ОО могут приниматься руководителем, общим собранием трудового
коллектива, советом трудового коллектива, педагогическим советом, Методическим
советом, органом государственно-общественного управления либо иным органом
самоуправления ОО, наделенным полномочиями по принятию локальных актов в
соответствии с уставом ОО – по предметам их ведения и компетенции.
5.2. При принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается
мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов
обучающихся.
5.3. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение работников по
сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а
также локальные акты, принятые с нарушением порядка учета мнения представительного
органа работников.
5.4. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается руководителем ОО.
Процедура утверждения оформляется либо подписью, либо приказом руководителя ОО.
5.5. Локальный акт вступает в силу с момента, указанного в нем, либо, в случае
отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты принятия данного
локального акта.
Датой принятия локального акта, требующего утверждения руководителем ОО, является
дата такого утверждения.
5.6. После утверждения локального акта проводится процедура ознакомления с ним
участников образовательных отношений, на которых распространяются положения
данного локального акта. Ознакомление с локальным актом оформляется в виде росписи
ознакомляемых лиц с указанием даты ознакомления либо на самом локальном акте, либо
на отдельном листе ознакомления, прилагаемым к нему, либо в отдельном журнале.
VI. Оформление локального акта
Оформление локального акта выполняется в соответствии
с требованиями
«Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные
положения. Общие требования к документам и службам документационного
обеспечения», а также нормами «Унифицированной системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования
к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003″ (утв. Постановлением Госстандарта
России от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного
стандарта Российской Федерации»). При этом:
6.1. Структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового
регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия локального акта, то
в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в
преамбулу не включаются.
6.2. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются
арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на
подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
6.3. Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы, которые
нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
6.4. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как
правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта
должны иметь ссылки на эти приложения.
6.5. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.
6.6. Локальный акт излагается на государственном языке РФ и должен соответствовать
литературным нормам.
6.7. Структура локального акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям
и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и
правильное понимание данного локального акта.
6.8. В локальных актах даются определения вводимых юридических, технических и
других специальных терминов, если они не являются общеизвестными и
неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации и региональном
законодательстве.
6.9. Не допускается переписывание с законов. При необходимости это делается в
отсылочной форме.
VII. Основные требования к локальным актам
Локальные акты ОО должны соответствовать следующим требованиям:
7.1. Положение
должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта; его наименование, грифы: принято, утверждено, согласовано; регистрационный
номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения и
согласования.
7.2. Правила
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта; его наименование, грифы принятия и утверждения; текст, соответствующий его
наименованию; отметку о наличии приложения, регистрационный номер.
7.3. Инструкции
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта; его наименование; грифы принятия и утверждения; текст, соответствующий его
наименованию; отметку о наличии приложения; регистрационный номер.
7.4. Постановление
должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта, его наименование, место и дату принятия, текст, соответствующий его
наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, вынесшего
постановление; оттиск печати.
7.5. Решения
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта; место и дату принятия, текст, должность, фамилию, инициалы и подпись лица,
принявшего решение, оттиск печати.
7.6. Приказы и распоряжения руководителя ОО должны содержать следующие
обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его наименование; место и
дату принятия, регистрационный номер, текст, должность, фамилию, инициалы и
подпись руководителя ОО. Приказы и распоряжения выполняются на бланке ОО.
7.7. Протоколы и акты
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта; место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст, содержащий
повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых определенных
(юридически значимых) действий либо отсутствие определенных фактов; должность,
фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или принимавших участие в
составлении протокола или акта.
7.8. Методические рекомендации
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта, место и дату принятия, его наименование, текст, соответствующий его
наименованию и содержащий указание на вид, наименование и дату принятия правил или
инструкций, нормы которых разъясняются, конкретизируются или детализируются
методическими рекомендациями; должность, фамилия, инициалы лица (лиц),
составивших методические рекомендации.
7.9. Программы и планы
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального
акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта, соответствующие его
наименованию.
7.10. Должностная инструкция
Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы: общие
положения; должностные обязанности, права, предоставляемые работнику и его
ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение (неисполнение)
обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
При разработке должностных инструкций работников рекомендуется руководствоваться
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
7.11. При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые отношения
(например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.) следует
руководствоваться рекомендациями о них.
7.12. Среди локальных актов ОО высшую юридическую силу имеет Устав ОО. Поэтому
принимаемые в ОО локальные акты не должны противоречить его Уставу.
VIII. Документация
8.1. Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном журнале.
8.2.Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции, приказы и
распоряжения руководителя ОО.
8.3. Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение
делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству в ОО.
8.4. Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее дня их
утверждения руководителем ОО, приказов и распоряжений руководителя ОО — не
позднее дня их издания.
IX. Порядок внесения изменения и дополнений в локальные акты
9.1. В действующие в ОО локальные акты могут быть внесены изменения и дополнения.
9.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты ОО определяется в
самих локальных актах. В остальных случаях изменения и дополнения осуществляются в
следующем порядке:
9.2.1. внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном в
локальном нормативном акте, на основании которого вносятся изменения;
9.2.2. изменения и дополнения в локальные акты: положения принятые без согласования с
органом управления (самоуправления), правила, инструкции, программы, планы,
постановления, решения, приказы и распоряжения руководителя ОО, вносятся путем
издания приказа руководителя ОО о внесении изменений или дополнений в локальный
нормативный акт;
9.2.3. изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с органом
государственно-общественного управления (самоуправления), вносятся путем издания
приказа руководителя ОО о внесении изменений или дополнений в локальный акт с
предварительным получением от него согласия.
9.3. Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты, указанной в
приказе о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт, а в случае
отсутствия указания в нем даты — по истечению 7 календарных дней с даты вступления
приказа о внесении изменений или дополнений в локальный акт в силу.
9.4. Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и акты,
методические рекомендации, акты о признании локальных актов утратившими силу, не
вносятся.
X. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с органом
самоуправления ОО.
10.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем ОО.
10.3. Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения о локальных
актах.
10.4. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в
соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом ОО и иными локальными
нормативными актами ОО.
10.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных в
локальных актах ОО:
сотрудники ОО несут ответственность в соответствии с Уставом ОО, ТК РФ;
обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), несут
ответственность в порядке и формах, предусмотренных законодательством РФ,
локальными нормативными актами ОО, Уставом ОО.