МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИХАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МКОУ «ИХАЛЬСКАЯ СОШ»)
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол №1 от «28» августа 2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Ихальская СОШ»
___________ Дитина А.А
Приказ № 101 от «28 » августа 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
1.2. Направления воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Уклад общеобразовательной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности . . . . . . . . .
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Кадровое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Нормативно-методическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5. Анализ воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Календарный план воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, а также с учетом целей и задач Ихальской школы.
Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в
МКОУ «Ихальская СОШ» разрабатывается с учётом государственной
политики в области образования и воспитания.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа разработана и утверждена с участием коллегиальных
органов управления МКОУ «Ихальская СОШ», реализуется в единстве урочной
и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с родителями
обучающихся (законными представителями) и другими участниками
образовательных отношений.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный. Приложение — календарный план воспитательной работы.
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ.
3
Содержание воспитания обучающихся в МКОУ «Ихальская СОШ»
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся
включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в МКОУ «Ихальская СОШ» планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания:
развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия,
ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
4
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МКОУ «Ихальская СОШ» планируется
и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического,
системно-деятельностного,
личностно-ориентированного
подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательного Учреждения по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения
к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к
труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
5
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) Ценностей научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
установлены ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
1.3.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение:
имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательного
Учреждения, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный,
проявляющий
сопереживание,
готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
6
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста.
Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах
доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой
и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
7
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
1.3.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины - России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев
и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом
национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий
поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
8
нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
9
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных
и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
10
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
МКОУ «Ихальская СОШ» — это образовательное учреждение, в
котором 9 классов - комплектов.
В основе воспитательного процесса лежит создание «деятельностных
ситуаций», которые позволяют не только максимально учитывать
индивидуальные черты обучающегося и организовывать его деятельность и
взаимодействие, исходя из его потенциала, но и адаптировать всех участников
к социальному взаимодействию с людьми различных взглядов,
национальностей, профессий, жизненных укладов, типов темперамента и
характеров.
В МКОУ «Ихальская СОШ» с 1 по 9 классы действует несколько
направлений «активностей» обучения.
Основные традиции воспитания в школе:
реализация годового цикла общешкольных дел, приуроченных к
праздникам и памятным датам, с акцентом на коллективную разработку,
планирование и анализ мероприятий;
создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления:
реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;
организация системы наставничества. и профессиональных обучающих
сообществ для совершенствования воспитательного процесса.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия,
составляющие основу воспитательной системы школы: акции, посвящённые
значимым датам страны, День самоуправления, Школьная Благотворительная
ярмарка, встреча Нового года, День матери, День Героев Отечества и др.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах,
включённых в систему воспитательной деятельности: федеральный
профориентационный проект «Билет в будущее»; федеральная программа
«Орлята России».
В МКОУ «Ихальская СОШ» представлен широкий спектр внеурочных
занятий: разнообразные кружки, спортивные секции.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение
социального партнёрства образовательной организации с организациямипартнёрами.
МКОУ «Ихальская СОШ» является инновационной площадкой.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены
по модулям. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с
особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа, реализуемая в МКОУ «Ихальская СОШ»,
представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная
деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство»,
11
«Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация
предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями
(законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и
безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация», а также в
рамках дополнительных (вариативных) модулей «Детские общественные
объединения», «Школьный музей», «Медиа-центр», «Школьный спортивный
клуб».
2.1.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
12
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
2.1.2. Модуль «Внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность обучающихся реализуется в различных
формах (кружки, спортивные секции, клубы) и осуществляется через
формирование детско-взрослых объединений, вовлечение школьников в
интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения
социально значимых знаний, а также личностного развития.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
курс «Разговор о важном», направленный на формирование
соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимый ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе;
курс «Россия – мои горизонты», направленный на формирование у
школьников
готовности
к
профессиональному
самоопределению,
ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками
труда;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: Занятия
проводятся в рамках деятельности школьного спортивного клуба;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров: Занятия проводятся в рамках театрального кружка «Улыбка»;
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по основам
духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому
краеведению:
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности:
Дополнительное образование обучающихся МКОУ «Ихальская СОШ»
реализуется через программу дополнительного образования.
2.1.3. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
деятельности педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в качестве особого вида педагогической деятельности,
направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации
обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой
воспитательной, тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
еженедельное проведение информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
13
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательном Учреждении;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их
во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже
1 раза в четверть), в том числе по профессиональной ориентации обучающихся,
ознакомлению с системой воспитания и дополнительного образования;
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета (актива)
класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе
общеобразовательного Учреждения;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательного Учреждения;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
14
мероприятий.
2.1.5. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами общеобразовательного Учреждения;
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам,
модулям;
экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально- психологического комфорта.
2.1.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
организацию
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
Государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципального образования
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
организацию и поддержание в образовательном Учреждении звукового
15
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещении школы
и на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания
лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого и второго этажа, рекреации), содержащих в доступной,
привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об
интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
разработку и популяризацию символики образовательной организации,
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательном Учреждении, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательном Учреждении;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.1.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества, участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в Управляющем совете школы;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
16
воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, а также получать
консультации психологов, врачей, социальных работников, обмениваться
опытом;
участие в Дне открытых дверей, на которых родители (законные
представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;
организацию интернет-сообществ, групп с участием педагогов с целью
обсуждения интересующих родителей вопросов, согласование совместной
деятельности;
организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских
родительских уроках, собраниях на актуальные темы воспитания и образования
детей;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в школе в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведении классных и общешкольных мероприятий;
участие родителей в деятельности комиссии родительского контроля
организации и качества питания обучающихся;
2.1.8. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в МКОУ «Ихальская СОШ» предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления:
классных активов, избранных обучающимися в процессе классных деловых игр
и Первичного отделения общероссийского общественно-государственного
движения детей и молодежи «Движения Первых», «Орлята России»;
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления школой;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
участие органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в школе;
организация и проведение социальных акций, направленных на
формирование социальной активности обучающихся;
осуществление органами ученического самоуправления деятельности
по соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся.
2.1.9. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в МКОУ «Ихальская СОШ» предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности
(Всероссийские недели и акции безопасности; социально-психологическое
17
тестирование; служба медиации и т.д.);
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и проведение коррекционновоспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического
коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг
страниц обучающихся в социальных сетях с целью выявления
несовершеннолетних, вовлечённых в активные деструктивные сообщества;
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой
среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасности, антитеррористической и анти-экстремистской
безопасности, гражданской обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, духовной,
благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательном Учреждении
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.).
2.1.10. Модуль «Социальное партнерство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
18
воспитательной работы (государственные, региональные, школьные
праздники, торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.1.11. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
Школы предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное
консультирование
педагогом-психологом
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
склонностей,
способностей,
иных
индивидуальных
особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования;
реализацию курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»;
2.1.12. Модуль «Детские общественные объединения».
Действующие на базе МКОУ «Ихальская СОШ» детские общественные
объединения – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие
формирования, созданные по инициативе школьников и их наставников,
19
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественных объединений.
Данный модуль представляет собой многогранную платформу для
формирования активной гражданской позиции и развития лидерских качеств
участников объединений. В основе модуля лежит идея вовлечения учащихся в
общественную деятельность, способствует их социализации, формированию
моральных ценностей и ответственности за будущее страны.
В МКОУ «Ихальская СОШ» функционируют следующие детские
организации: ЮИД «10 РЕГИОН», Волонтёрский отряд «Данко» и др
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами
являются: посильная помощь, оказываемая пожилым людям; участие
школьников в работе на прилегающей к школе территории;
формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у участника объединения чувства общности с другими его
членами, чувства причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения,
создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения).
2.1.13. Модуль «Медиа-центр».
Целью модуля является создание эффективной системы медиа,
способствующей формированию позитивного имиджа образовательного
учреждения, освещению значимых событий и вовлечению учащихся в
активную общественную жизнь.
Цель медиа в МКОУ «Ихальская СОШ» – развитие коммуникативной
культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества,
поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный
потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
созданная из заинтересованных обучающихся группа информационнотехнической
поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая
20
видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей,
конкурсов, вечеров, дискотек;
интернет-СМИ - разновозрастное сообщество обучающихся и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и группы в социальных сетях
«ВКонтакте», «Телеграм» с целью освещения деятельности МКОУ «Ихальская
СОШ» в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися,
учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы.
2.1.14. Модуль «Школьный музей»
Модуль «Школьный музей» содействует развитию коммуникативных
компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке
творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной
истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых
поколений; формирует самостоятельность и гражданскую инициативу.
Экскурсионная работа позволяет реализовывать желание подростков
самоутвердиться, способствует формированию потребности к постоянному
получению
знаний,
расширению
кругозора,
формированию
навыков
общественной, исследовательской, организационной работы.
Модуль реализуется по следующим направлениям:
•
поисково-исследовательская деятельность;
•
экспозиционная деятельность;
•
культурно-просветительская деятельность;
Поисково-исследовательская
деятельность
предполагает
участие
обучающихся в поисково-исследовательской работе по пополнению фонда и
экспозиционных материалов музея.
Экспозиционная деятельность – создание экспозиций, передвижных
выставок, тематических экскурсий, ролевое погружение.
Экскурсионно-просветительская деятельность включает проведение
таких мероприятий как встречи с ветеранами, вечера, конференции,
литературно-исторические композиции, экскурсии, музейные уроки, дни
открытых дверей, творческие отчеты и др.; материалы музея используются на
уроках истории, литературы, на уроках начальной школы.
21
2.1.15. Модуль «Школьный спортивный клуб»
Модуль программы воспитания «Школьный спортивный клуб»
нацелен на создание условий для физического развития и укрепления здоровья
школьников, формирования у них устойчивого интереса к занятиям спортом и
ведению здорового образа жизни. Он предполагает организацию
разнообразных спортивных секций и кружков, спортивных праздников и
соревнований, а также пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся
и их родителей.
В МКОУ «Ихальская СОШ» действует спортивный клуб. Разработано
и Положение о деятельности клуба.
Организационные работы спортивного клуба осуществляет Совет клуба.
Основной целью школьного спортивного клуба (ШСК) являются организация и
совершенствование спортивно-массовой работы в школе, пропаганда здорового
образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, повышение спортивного
мастерства членов ШСК. Реализация данной цели осуществляется через
привлечение обучающихся школы к занятиям в спортивных секциях с
использованием массовых и индивидуальных форм физкультурнооздоровительной и спортивно- массовой работы в школе.
Основными критериями в работе ШСК являются:
•
укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий в
спортивных секциях, участие в оздоровительных мероприятиях;
•
привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
•
воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к
систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому
образу жизни;
•
организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятий в МКОУ «Ихальская СОШ».
Занятия в спортивных секциях клуба проводятся по следующим
направлениям:
•
организация работы по физическому воспитанию учащихся 1–9 классов;
•
физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа;
•
совместная работа с Лахденпохской спортивной школой и другими
общественными организациями.
Формы организации мероприятий реализации данного модуля:
Дни Здоровья; легкоатлетический кросс «Золотая осень»; соревнования по
пионерболу, волейболу, баскетболу, спортивные эстафеты; сдача норм ГТО.
ШСК организует тренировочные занятия, подготовку к соревнованиям.
Для этого используются территория школы, спортивная площадка, спортивный
зал, оснащенные необходимым оборудованием. Результатом работы клуба
является участие обучающихся МКОУ «Ихальская СОШ» в соревнованиях
различного уровня и их достижения.
В целях успешной организации спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной работы используются следующие формы:
•
игры, спортивные эстафеты, конкурсы, беседы;
•
уроки физической культуры;
22
•
физкультминутки;
•
военно-спортивные эстафеты, соревнования, посвященные Дню
Защитника Отечества, Дню Победы;
•
месячник здоровья «Мы за здоровый образ жизни»;
•
социальные акции;
•
беседы, лекции, встречи;
•
спортивные игры;
•
диагностические методики;
•
классные родительские собрания;
•
медицинские осмотры;
•
мониторинги отслеживания здоровья учащихся;
•
организация профилактики употребления психоактивных веществ
обучающимися, выявление факторов употребления ПАВ подростками через
индивидуальные беседы, встречи, анкетирование, проведение бесед, лекций,
школьных акций, конкурсов по профилактике ПАВ, участие в районных и
краевых мероприятиях по профилактике ПАВ;
•
заседания педагогического совета;
•
родительские собрания.
Деятельность МКОУ «Ихальская СОШ» по организации спортивномассовой и физкультурно-оздоровительной работы регулярно освещается в
социальных сетях (VK) и на сайте общеобразовательного Учреждения.
23
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение.
Кадровое
обеспечение
воспитательного
процесса:
директор
образовательного Учреждения, заместитель директора по воспитательной
работе, советник директора по воспитательной работе, социальный педагог,
педагог-психолог, педагог-организатор, учителя-предметники, педагогбиблиотекарь, классные руководители, руководители детских объединений,
спортивных секций.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ
«Ихальская СОШ» осуществляется через реализацию Рабочей программы
воспитания, Календарного плана воспитательной работы, а также
регламентируется локальными актами.
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями
(обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ, с отклоняющимся поведением,
одарённые дети) в МКОУ «Ихальская СОШ» созданы особые условия
с обучающимися с инвалидностью, ОВЗ:
специальные методы обучения и воспитания;
специальные учебные пособия и дидактические материалы;
специальные технические средства обучения;
групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
доступная среда.
с обучающимися с отклоняющимся поведением:
педагогическая поддержка, способствующая социализации обучающихся с
девиантным поведением;
социально-психологическое сопровождение;
коррекционные индивидуальные и групповые занятия.
с одарёнными детьми:
психолого-педагогическое сопровождение;
использоваться
различные
формы
работы,
такие
как
занятия
исследовательской деятельностью, участие в конкурсах, интеллектуальных
марафонах, научно-практических конференциях, олимпиадах и другие;
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательном
Учреждении;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
24
✓ построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
✓ обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания учащихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
✓ на формирование личности обучающегося с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
✓ создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы педагога-психолога, учителялогопеда.
✓ личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ «Ихальская
СОШ»:
- публичность поощрения – информирование всех учеников школы о
награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа учащихся.
- прозрачности правил поощрения;
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения;
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции учеников организована как система школьных конкурсов.
Формы фиксации достижений обучающихся:
объявление благодарности; награждение дипломом, грамотой;
вручение сертификатом; награждение ценным подарком.
информирование
родителей
(законных
представителей
несовершеннолетних) о поощрении школьника осуществляет посредством
25
•
•
•
•
направления благодарственного письма.
информация
о
предстоящих
торжественных
процедурах
награждения, о результатах награждения размещается на сайте МКОУ
«Ихальская СОШ» и ее странице в социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях ФГОС НОО, ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательном
Учреждении является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1.Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
26
наблюдение, диагностика с использованием различного диагностического
инструментария («Методика диагностики личностного роста», «Методика
диагностики нравственной воспитанности», «Методика диагностики
нравственной
мотивации»,
«Методика
диагностики
нравственной
самооценки»).
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
- какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год;
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом), классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Метод анкетирования направлен на выявление уровня организации
воспитательной деятельности МКОУ «Ихальская СОШ»: качество организации
внеурочной деятельности; деятельность классного руководителя; качество
проводимого дополнительного образования.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала:
урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся.
Итог самоанализа воспитательной работы МКОУ «Ихальская СОШ»
оформляется в виде отчёта, составляемого заместителем директора совместно с
27
советником директора по воспитательной работе в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в МКОУ «Ихальская СОШ».
28