Приказ об утверждении рейтинговой системы профессионального мастерства педагогов ИСОШ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИХАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МКОУ «ИХАЛЬСКАЯ СОШ»)

ПРИКАЗ
п. Ихала
08 ноября 2024 года

№ 181-О

Об утверждении «Рейтинговой системы
профессионального мастерства педагогов
МКОУ «Ихальская СОШ»
С целью реализации Программы развития Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения «Ихальская средняя общеобразовательная школа»,
утвержденной приказом МКОУ «Ихальская СОШ» №117 от 30 августа 2024 года,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить «Рейтинговую систему профессионального мастерства педагогов МКОУ
«Ихальская СОШ».

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор

Ознакомлены
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________

А.А. Дитина

Приложение №1
К приказу №181 от 08.11.2024

Рейтинговая оценка профессионального мастерства педагогов
МКОУ «Ихальская СОШ»
Целью создания рейтинговой системы оценивания является стимулирование учителя к
самостоятельному осмысливанию и решению своих профессиональных проблем. Задачи,
которые поможет решить система рейтингования:
 введение единых критериев для
оценки и контроля качества
образования и
эффективности работы педагогов;
 создание информационной базы, всесторонне отражающей деятельность
преподавателей;
 стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга
школы в целом;
 повышение мотивации преподавателей к росту их квалификации и
профессионализма, развитие у них навыков самооценки и анализа своей работы;
 развитие творческой инициативы, продуктивности учебной, исследовательской,
методической и организационно-педагогической деятельности;
 дифференциация оценки деятельности преподавательского состава в целях
поддержи эффективно работающей части коллектива;
 повышение качества учебно-воспитательного процесса в школе.
В основе рейтинговой оценки должны лежать следующие параметры:
 оценка максимально широкого спектра достижений;
 не вердикт, а стимулирование;
 использование принципа образовательной статистики, принципа повышающих и
понижающих коэффициентов при подсчете баллов, что само по себе дает
объективный диагностический материал, который можно заложить в основу
мониторинга.
В образовательной организации рейтинговая оценка опирается на следующие принципы:






Принцип комплексного подхода, т.е. обеспечение интегрального характера оценки
и учет всех видов деятельности педагогов.
Принцип обеспечения объективности и полноты информации, т.е. сведение до
минимума субъективизма в оценке качества работы педагога.
Принцип систематичности оценки деятельности педагогов, т.е. отслеживание
динамики.
Принцип открытости доступа к информации и обсуждения полученных
результатов.
Принцип развития и самоорганизации, т.е. возможность выявлять проблемы и
намечать пути корректировки деятельности педагогов.

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Блок 1. Профессиональная компетентность и учебная деятельность.
Показатели:

1. Наличие и состояние учебно-планирующей документации, заполнение
учебных журналов, разработка адаптированных программ, систематизация
наглядных пособий по предмету.
2. Соответствие содержания обучения требованиям ФГОС, профессиональная
направленность содержания обучения по предмету, выполнение
образовательных программ, проведение открытых уроков.
3. Владение содержанием учебного материала, современными формами и
методами
обучения,
типологией
урока,
использование
новых
педагогических технологий, владение формами и методами контроля
успешности обучения по предмету.
4. Формирование у обучающихся умений, навыков и знаний с использованием
доступных средств обучения; применение на практике различных форм,
методов обучения, обеспечение качественных результатов.
5. Реализация требований основных законодательных и нормативных
документов по вопросам образования и защите прав обучающихся.

Блок 2. Методическая работа.
Показатели:
1. Свободная ориентация в специальной, методической и научно-популярной
литературе по учебным дисциплинам, использование новейших разработок в
области информационных, дистанционных и иных средств обучения.
2. Разработка частных методик активизации и мотивации учебно-познавательной
деятельности обучающихся; собственные стратегии и тактики моделей обучения
на основе требований современности.
3. Пополнение методического аппарата контроля качества обучения, контрольноизмерительных материалов.
4. Осуществление диагностики и мониторинга компетенций обучающихся;
разработка критериев оценки качества по предмету.
5. Активное участие в работе педсоветов, методической комиссии, научнометодических мероприятиях, выставках, конкурсах, наличие индивидуального
плана работы по методической теме.
6. Организация
и
проведение
методических
мероприятий
школьного,
муниципального и регионального уровней.

Блок 3. Инновационная деятельность.
Показатели:
1. Разработка, издание, апробация и применение методической продукции:
пособий, электронной продукции, брошюр по предмету, авторских
экспериментальных программ; формирование ключевых компетенций
учащихся; владение инновационными способами оценивания.
2. Проектирование педагогического процесса (разработка инновационных
моделей, технологических, инструкционных карт, проектов).
3. Работа по новым технологиям: ИКТ, проектной, интегрированной и др.;
формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки.
4. Организация,
выступления
на
научно-практических
конференциях,
педагогических чтениях, презентациях инновационного опыта работы;
получение грантов.
5. Исследовательская деятельность по изучению педагогических процессов в
учебно- воспитательной деятельности (моделирование и теоретические основы
измерений с описанием инструментария, научного поиска закономерностей
педагогического процесса); использование ученических образовательных
продуктов.

Блок 5. Повышение квалификации и самообразование
Показатели:
1. Курсы повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года).
2. Проведение и посещение открытых уроков и мероприятий.
3. Наличие системы самообразования, в том числе посредством системы
Интернет (наличие своего сайта, блога, страницы на сайте ОУ).
4. Изучение ППО и обобщение собственного опыта.

Блок 6. Внеурочная деятельность.
Показатели:
1. Умение планировать и организовывать внеурочную деятельность с учетом
интересов обучающихся; многообразие форм внеурочной деятельности.
2. Организация работы кружков, секций, проведение экскурсий и т.п.
3. Работа по
адаптации
обучающихся в
социуме;
профориентационная деятельность. Работа с одаренными детьми.
3. Создание коллективной творческой среды: участие в декадах, конференциях,
конкурсах, праздниках; изготовление стендов, выпуск плакатов, стенгазет.

Блок 7. Воспитательная работа.
Показатели:
1. Профилактика правонарушений и преступлений. Изучение личности
учащегося. Индивидуальная работа с детьми. Коррекция поведения
«трудных» подростков и учащихся «группы риска». Профилактическая
работа. Диагностика.
2. Организация самоуправления в классе.
3. Социальная работа. Поддержка обучающихся, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации. Профориентация.
4. Ведение документации.

Блок 8. Исполнительская дисциплина.
Показатели:
1. Соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины, правил внутреннего
распорядка.
2. Выполнение учебных планов и программ.
3. Выполнение требований к ведению учебно-планирующей документации.
Определение рейтинга педагогов осуществляется посредством самооценки
деятельности за определенный период времени и системы внутришкольного
контроля. Организационная структура, занимающаяся интерпретацией полученных
результатов, включает в себя администрацию школы, руководителей ШМО,
методический совет, представителей Управляющего совета. При определении
рейтинга педагогов учитываются:
 Результативность учебной деятельности (Ру);
 Результативность методической деятельности (Рм);
 Общественная работа (Ро);
 Работа с документами (Рд);
 Трудовая дисциплина (Рт);
 Классное руководство (Рк);
 Техника безопасности и охрана труда (Рб).
Общая формула для определения рейтинга педагогов может быть представлена в
виде формулы
Р (1,2,3……) = Ру + Рм + Ро + Рд + Рт + Рк + Рб
Периодичность определения рейтинга педагогов – 2 раза в год (декабрь – январь,
май – июнь).

РЕЙТИНГОВЫЕ КАРТЫ, ТАБЛИЦЫ, ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ.

Инструментарий, позволяющий отслеживать и фиксировать результаты деятельности
педагогов в табличной системе.
Критерии оценки
Персонифицированные
критерии. Проведение
открытых уроков.
Проведение открытых уроков на уровне республики
Проведение открытых уроков на уровне района
Проведение открытых уроков на уровне школы
Посещение уроков коллег и участие в их анализе
Выступления
Выступления на международных,
общероссийских
конференциях
Выступления на конференциях регионального уровня
Выступления
на
конференциях
муниципального, районного уровней.
Выступления на педагогических советах,
научнометодических советах, заседаниях ШМО
Инновационная деятельность
Создание собственной авторской программы и работа
по
ней
Работа по новым методикам и технологиям
Работа по новым учебникам и УМК
Личные олимпиадные первенства обучающихся
Всероссийские, региональные олимпиады,
конкурсы,
конференции (1-3 место)
Всероссийские, региональные олимпиады,
конкурсы,
конференции (4-5 место)
Муниципальные олимпиады, конкурсы, конференции
(1-3 место)
Муниципальные олимпиады, конкурсы, конференции
(4-5 место)
Качество обучения
Качество знаний по предмету 80-100%
Качество знаний по предмету 60-79%
Качество знаний по предмету 50-59%
Успешность обучения 100%
Успешность обучения 80-99%
Публикации
Методическое пособие для педагогов, учебное
пособие

Возможное
количество
баллов

6
4
2
1
5
4
3
2

5
3
2
6
5
3
2
5
4
3
5
4
6

Общее
количество
баллов

или рабочая тетрадь для обучающихся
Авторская программа
Методическая статья в общероссийском издании
Методическая статья в региональном или
муниципальном
издании
Методическая разработка на сайте школы
Состояние методической и материально-технической
итогам
смотра кабинетов)
Оценка учебного кабинета соответствует
наивысшим
баллам по школьному алгоритму
Повышение квалификации
Участие в конкурсах профессионального
мастерства
общероссийского уровня
Участие в конкурсах профессионального
мастерства

5
4
3
2
базы кабинета (по
4

15
10

регионального уровня
Участие в конкурсах профессионального
5
мастерства
муниципального уровня
Обобщенный опыт работы внесен в банк
3
передового
педагогического опыта региона или муниципалитета
Обобщенный опыт работы внесен в банк
2
передового
педагогического опыта образовательной организации
Совмещенные критерии
Качество проведения предметного мероприятия, открытого урока, классного часа
Проведение мероприятий на высоком уровне
4 балла
за
каждое
мероприятие
Проведение мероприятий на среднем уровне
3 балла
за
каждое
мероприятие
Проведение мероприятий на удовлетворительном
2 балла
уровне
за
каждое
мероприятие
Итого

ПРИМЕРНЫЕ
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
№
п/
п

Критерии

Показатели критериев

1. Обеспечение качества обучения учащихся
1.
Учебные
Государственная
1
итоговая
достижения
аттестация
обучающихся
(ОГЭ) в 9
классах
(обязательные
экзамены и экзамены
по
выбору, %
выбравших
не менее 80).

Независимые
всероссийские,
региональные
и
муниципальные
срезовые
контрольные
работы, тестирование

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Количество

баллов по
каждому
показателю критериев
Успеваемость 100% - 5 баллов;
9599% - 4 балла; 91-94% - 3
балла.
Дополнительные баллы за
качество
знаний: 80-100% - 8 баллов; 70-79%
6 баллов; 55-69% - 4 балла; 45-54%
2 балла. Баллы устанавливаются
на
1 год.

Успеваемость 100% - 5 баллов;
8099% - 3 балла; 70-79% - 1
балл.
Дополнительные баллы за
качество
знаний: 85-100% - 6 баллов; 75-84%
5 баллов; 65-74% - 4 балла; 50-64%
3 балла; 30-49% - 2 балла.

и
т.д.
Успеваемость
учащихся
на «4» и «5» по
итогам
учебного
года
или
1.
2

1.3

1.
4

Внедрение
современных
образовательных
технологий

Результативность
внеурочной
деятельности

полугодия
Использование ИКТ
в образовательном
процессе
Вовлечение учащихся
в создание
мультимедийных
продуктов,
проектов,
презентаций и др.
Достижения
учащихся
на

по
преподаваемым
предметам

предметных
олимпиадах,
конкурсах, смотрах,
конференциях,
спортивных
соревнованиях и т.д.

Профессиональны
е достижения

Результативное
участие
в
профессиональных
конкурсах
Результативное
участие в
семинарах,
конференциях,
форумах,
педагогических
чтениях
(выступления,
организация и т.д.)
Проведение открытых
уроков
(занятий,
мастерклассов);
получение грантов

80-100% - 10 баллов; 70-79% 7
баллов;
60-69% - 5 баллов; 51-59% - 3
баллов;
40-50% - 2 балла.
Использует систематически – 5
баллов;
Использует периодически – 3 балла
При наличии призовых мест в
конкурсах проектов, Интернетконкурсах:
Всероссийский уровень – 6 баллов;
Региональный уровень – 4 балла;
Муниципальный уровень – 2 балла;
Уровень ОО – 1 балл
Очные:
Международный и
всероссийский
уровень – 10 баллов;
Региональный уровень – 8 баллов;
Муниципальный уровень – 6
баллов; Уровень ОО – 2 балла.
Заочные:
Международный и
всероссийский
уровень – 3 балла.
Очные:
Всероссийский уровень -10 баллов;
Региональный уровень – 6 баллов;
Муниципальный уровень – 4 балла;
Заочные:
Всероссийский уровень – 4 балла.
Всероссийский уровень -6 баллов;
Региональный уровень – 4 балла;
Муниципальный уровень – 2
балла за каждое выступление.

Всероссийский уровень -4 балла;
Региональный уровень – 3 балла;
Муниципальный уровень – 2 балла
за каждое выступление.

Наличие публикаций

1.5

Ведение
документации

1.6

Исполнительская
дисциплина

Своевременноеи
аккуратное
заполнение журналов,
дневников;
рабочие программы;
проверка тетрадей и
т.д.
Выполнение
требований
Устава,
Правил

Всероссийский уровень -4 балла;
Региональный уровень – 3 балла;
Муниципальный уровень – 2 балла
за каждое выступление.
До 10 баллов

До 10 баллов

внутреннего
трудового
распорядка,
коллективного
трудового
договора,

1.
7

Общественная
нагрузка

должностных
инструкций
Руководство ШМО,
участие в работе
временных
творческих
групп,
апробация новых
УМК,

До 10 баллов

ведение протоколов и
т.д.
Итого

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ
УЧАСТИЮ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УЧИТЕЛЯ

К

Каждый педагог оценивает свои возможности по 5-балльной шкале.

№ п/п Критерии
1
1. Мотивационно-творческая направленности личности
1.
Заинтересованность в творческой деятельности
2.
Стремление к творческим достижениям
3.
Стремление к лидерству
4.
Стремление
к
получению
высокой
оценки
деятельности со стороны администрации

2

3

4

5

5.
6.

Личная значимость творческой деятельности
Стремление к самосовершенствованию
Всего
2. Креативность педагога
7.
Способность
отказаться
от
стереотипов
в
педагогической деятельности, преодолеть
инерцию
мышления
8.
Стремление к риску
9.
Критичность мышления, способность к
оценочным
суждениям
10.
Способность к самоанализу, рефлексии
Всего
3. Профессиональные способности учителя к осуществлению
инновационной
деятельности
11.
Владение методами педагогического исследования
12.
Способность к планированию
экспериментальной
работы
13.
Способность к созданию авторской концепции
14.
Способность к организации эксперимента
15.
Способность к коррекции своей деятельности
16.
Способность
использовать
опыт
творческой
деятельности других педагогов
17.
Способность к сотрудничеству
18.
Способность творчески разрешать конфликты
Всего
4. Индивидуальные особенности личности учителя
19.
Творческая профессиональная активность
20.
Уверенность в себе
21.

Ответственность
Всего
Итого

Обработка результатов. На основе полученных результатов делаются выводы:
84-71 балл – высокий уровень готовности педагога к участию в инновационной
деятельности;
70-55 баллов – средний уровень;
Менее 55 баллов – низкий уровень.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ.
№
п
/
п

Характеристики,
определяющие
успешность учителя

8-10
баллов
оптимальный
уровень

– 6-7 баллов –
достаточный
уровень

5 баллов и
ниже –
критический
уровень

1.

Предметная
компетенция:
знания в
области
преподаваемого
предмета.
Методология
преподаваемого
предмета

Учитель

Учитель
отлично

знает
содержание
предмета,
хорошо
ориентируется
в современных
публикациях
по
методологии
предмета
нормативных
документах,
что находит
отражение в
оборудовании
кабинета
содержании
урочной и
внеурочной
деятельности
обучающихся

2.

Общепедагогическ
ая
компетенция:
теоретические
знания в
области
индивидуальных
особенностей
психологии
психофизиологии
познавательных

процессов личности

Учитель
знает теорию
познавательной
деятельности.
При обсуждении
коррекционных
воздействий,
и анализе уроков,
результативности

Учитель

хорошо знает
содержание
предмета,
ориентируется
в
современных
публикациях
по
методологии
предмета
и и нормативных
документах,
но
использует
материалы
публикаций
нерегулярно –
и для подготовки
выступлений,
отчетов.
В
содержание
учебного
процесса
продуктивный
опыт
и
инновационные
приемы
вводит
эпизодически
Учитель не
имеет
целостного
представления
обо всех
ресурсах и
условиях
учебного
успеха
ученика

знает
содержание
предмета,
но
практически
не следит
за
достижениями
в области
разработок
новых
подходов в
его
преподавании,
не пользуется
периодикой.
В
учебном
процессе
практическине
проявляются
результаты
последних
исследований
базовых
наук:
педагоги
психологии
Учитель
имеет
затруднения
системном
подходе к
оценке
учебных
ресурсов
ученика.
Практически
не
может

образовательного
процесса
активно использует

и

самостоятельно
проанализиров
ат ь

в

познавательну
ю сферу
ученика
Учитель
не
уделяет
должного
внимания
стилю и

эти
3.

Профессиональнокоммуникативная
компетенция:
практическое
владение
приемами
эффективного
общения

4.

Управленческая
компетенция:
владение
управленческими
технологиями:
педагогический
анализ
ресурсов, умение
проектировать
цели,
планировать,
организовывать,
корректировать
анализировать
результаты

5.

Компетенции
сфере
инновационной
деятельности:
умение
спланировать,
организовать,
провести

понятия
Учитель
умеет
дифференцировать
виды и
способы
воздействия
при
общении,
строит
общение,
предупреждая
конфликты.
На уроках
практически не
возникает
проблемы
поведения
учеников.
Учитель
владеет
технологиями
самоанализа.

Учитель
строит
общение
по
принципу
директивнопонимающего,
способам
однако не
общения
всегда может
дифференциров
ат ь подходы
в
процессе
общения с
отдельными
учащимися

Учитель
испытывает
затруднения
при
целеполагании,
но может
анализировать
свою
деятельность
по
предложенному
алгоритму,
корректируя
цели и

Умеет выделить
и
проанализировать
цели и
результат
учебного процесса
и его условия.
и Умеет
спроектировать,
реализовать
и условия
проанализировать
учебно
результативность
го
программы
процес
развития ученика
са
средствами
своего предмета
в Учитель
Учитель
владеет
может провести
навыками
эксперимент,
педагогического
но
экспериментирован
для
ия с
его
минимальной
планирования
и
и помощью

Учитель
практически
не
использует
принцип
планирования
от конечной
цели.
Самоанализ
чаще всего
строится на
эмоциях
и
ощущениях. В
основном
ставит
и
реализует
предметные
цели
обучении
Учитель
не
может
или
затрудняется
спланировать
внедрение

в

проанализировать
педагогический
эксперимент

6.

Рефлексивная
компетенция:
умение
обобщить свою
работу

научного
руководителя.
Умеет
проанализировать
результаты
ОЭР,
сформулировать
практические
рекомендации
теоретические
выводы
Учитель
может
самостоятельно
подготовить
описание
опыта,
провести
мастеркласс,

анализа
нуждается
научном
руководстве

инноваций,
в спрогнозироват
ь результат
такого
внедрения

и
Учитель
способен
самостоятельно
описать
свой
опыт,
но
для
систематизации,
структурировани
я

Учитель
практически
не
может

,

воспользоватьс
я его опытом

описать свою
работу так,
чтобы
коллеги могли

оформить
статью, доклад

7.

Информационнокоммуникативная
компетентность

Учитель
владеет основании
ИКтехнологий
для обслуживания
потребностей
учебного процесса

обобщения
и
выводов
требует помощи
Учитель
находится
на
начальном
этапе
становления
информационно
коммуникативн
ой грамотности,
имеет

Учитель
практически
не знает
содержание
Ик- технологий
и не
использует их
в учебном
процессе

начальные
навыки и умения
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ
Показатели

Весовой
коэффицие
нт

Баллы

Обоснов
ан ие

показателя
Критерий 1. Динамика учебных достижений обучающихся
1.1.Средний балл по преподаваемому
1,0
предмету
- предмет преподается на базом уровне (равно
или выше 3,5);
предмет
преподается
на
углубленном, профильном уровне (равно
или выше 4,0)
1.2.Средний балл ЕГЭ по предмету:
2,0
-обязательные
предметы
не
ниже среднегородского
показателя;
- предметы по выбору не ниже
среднегородского
показателя
1.3.Отсутствие неуспевающих по итогам года
1,0
Критерий 2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по
преподаваемым
предметам
2.1. Результаты участия учащихся в
предметных
олимпиадах:
- участие на муниципальном уровне;
0,5
-каждое призовое место на
1,0
муниципальном
уровне;
-каждое призовое место на региональном уровне;
2,0
-призовые места во всероссийских олимпиадах
2,0
2.2. Результаты участия учащихся в
НПК,
творческих и предметных конкурсах, турнирах:
-участие на муниципальном уровне;
0,5
-каждое призовое место на
1,0
муниципальном
уровне;
-каждое призовое место на региональном уровне;
1,5
-призовые места на всероссийском уровне
1,5
Критерий 3. Использование современных образовательных технологий в
процессе
обучения предмету
3.1.Использование
2,0
инновационных
образовательных технологий (кроме ИКТ)
3.2.Активное

использование
ИКТ
2,0
для
преподавания предмета, контроля знаний,
во внеурочной деятельности
Критерий 4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
4.1.Активное участие в работе
1,0
методических
объединений города

4.2.Реализация учителем педагогических
инициатив (открытые уроки, мастерклассы, выступления на семинарах,
конференциях и т.д.):
0,5
- школьного уровня;
1,0
- муниципального уровня;
- регионального, всероссийского уровней
1,5
4.3.Наличие профессиональных публикаций,
3,0
в
том числе в сети Интернет
4.4.Результаты участия в
профессиональных конкурсах:
- участие;
1,0
-призовое место
2,0
Критерий 5. Внешняя оценка работы педагога
1,0
5.1.Доля учащихся (в % от общего
количества выпускников, сдающих ОГЭ
по выбору):
- равно или выше по сравнению с прошлым годом
2,0
5.2.Рейтинг педагога в ОО на основе
отзывов учащихся, родителей, коллег
(на основе
анкетирования внутри ОО)
Критерий 6. Исполнительская дисциплина педагога
6.1.Учитель -предметник
1,5
6.2.Классный руководитель
1,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».